Главный Каталог Статей РФ
86246 авторов, размещено 47126 статей, сейчас на сайте пользователей: 47 Статистика
Аватар nvanina

«Знак Качества»: ISO 9001 в России

Категория:  Строительство и ремонт  | Автор:  nvanina | Опубликовано: 23.12.2008

     Проблема качества беспокоила людей всегда. Архимед открыл свой закон именно в попытке проверить соответствие изделия (короны правителя) заявленным производителем характеристикам («сделана из чистого золота!»). Но эта древняя экспертиза, хотя и эффективно уличила ювелира в обмане, была лишь «первой ласточкой» грядущей борьбы человечества за высокий (и единый!) стандарт. Шла она, как известно, с переменным успехом и вызывала ожесточенные споры не только промышленников и юристов, но и философов. Этой нешуточной проблемой озаботился даже великий Гегель, выдав потомкам глубокомысленную формулировку: «качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».

     Насколько это верно с точки зрения философской науки – пусть спорят ее адепты. На практике же попытки создать приемлемую для всех систему общей оценки качества стали появляться сравнительно недавно – с середины прошлого века. Вызваны они были возникновением глобальной системы разделения труда, когда комплектующие, скажем, к немецкому автомобилю могут  выпускаться в Италии, Польше или даже Китае.     

     Бесконечные поездки экспертов для приема каждой партии товара были неудобны, дороги и занимали массу времени. Именно для  упрощения процедуры  и разрабатывались первые специальные стандарты, в которых излагались некие базовые требования к поставщику, предъявляемые подавляющим большинством потребителей. Впоследствии эти стандарты получили знакомое сегодня название — «стандарты на системы качества».

 

ISO 9000 – мировое господство качества

Очевидно, что с ускорением прогресса все более усложняющееся оборудование требовало столь же сложного  процесса производства. Но при массовом выпуске брак, допущенный в одном из технологических звеньев в силу случайностей, «человеческого фактора» и т.д., мог стать критическим для готового изделия и нанести значительный вред предприятию в целом. Именно поэтому к концу ХХ века начались поиски такой организации труда, которая могла стабильно обеспечить заданное качество.

         До сих пор идут споры о том, кто был пионером в разработке такой системы. Впрочем, все сходятся на том, что концепция «Тотального менеджмента качества» (TQM) появилась в послевоенной Японии. А вот разработал ее американец Эдвард Деминг – человек, во многом благодаря которому и возникло «японское чудо».  Базовая  концепция тотального менеджмента, ставшая основой для последующих разработок, содержит несколько взаимосвязанных принципов:

·        ПРИНЦИП 1. Концентрация на потребителе.

     Понимание качества как способности услуги удовлетворять потребности клиентов.

·        ПРИНЦИП 2. Непрерывные улучшения.

     Качество всегда можно повысить - за счет повышения эффективности удовлетворения существующих потребностей, за счет удовлетворения ранее не учитывавшихся потребностей, за счет формирования и удовлетворения новых потребностей и т.д.

     Улучшения могут быть связаны с устранением выявленных недостатков или же с предупреждением возможных проблем.

·        ПРИНЦИП 3. Решения, основанные на фактах.

     Для того чтобы реализовать принцип непрерывных улучшений, необходимо обладать достоверной информацией о качестве. Для этого в рамках СМК должна функционировать система регистрации данных о качестве. Состав данных, подлежащих регистрации и анализу для принятия решений, определяется особенностями бизнеса компании и процессов, протекающих в ней.

     Для реализации этого принципа в рамках представленного проекта разрабатываются: система параметров качества услуг компании, система записей по качеству и процедуры регистрации данных о качестве.

·        ПРИНЦИП 4. Процессный подход.

      Эффективный мониторинг и совершенствование качества возможны только в рамках бизнеса, "прозрачного" с точки зрения управляющих. Процессная модель значительно облегчает анализ и совершенствование качества.

·        ПРИНЦИП 5. Вовлечение всех в обеспечение качества.

     В рамках системы качества, основанной на процессном подходе, каждый сотрудник компании четко знает свои обязанности и полномочия, а также свою ответственность за качество в рамках процессов, в которых он принимает участие.

·        ПРИНЦИП 6. Лидерство руководителей.

     Руководители устанавливают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут стать полностью вовлеченными в деятельность по достижению целей организации.

·         ПРИНЦИП 7. Системный подход к менеджменту.

     Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов, как системы, содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

·         ПРИНЦИП 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

     Организация и ее поставщики зависят друг от друга, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обеих сторон создавать ценности.

      За несколько десятков лет таких систем накопилось немало. Глобализация производств потребовала унификации, и в 1987 году Международная организация по стандартизации  приняла первые «всемирные» стандарты в области качества серии ISO 9000. Через несколько лет, в 1994 году, они были обновлены, а еще семь лет спустя, 14 декабря 2000 года, произошло принятие современной версии стандартов. А поскольку стандарт постоянно развивается и регулярно пересматривается, чтобы соответствовать изменяющимся внешним условиям, то в 2009 году планируется выпуск новой редакции. 

     В настоящее время международные стандарты семейства ISO 9000 описывают такую модель системы менеджмента качества, которая позволяет осуществить на практике базовые требования СМК. При этом требования, предъявляемые ISO, не дают каких-либо указаний, касающихся конкретных производств или видов продукции. Они лишь гарантируют, что подходы, с которыми организуются производственные процессы, соответствуют общепринятым международным нормам.  Частности определяются уже требованиями потребителей и техническими регламентами. 

          На сегодняшний день все компании мирового уровня сертифицированы по стандартам ISO 9001. Документ  о прохождении этой процедуры выдается на три года специальным органом по сертификации после соответствующей процедуры. Этот орган принадлежит определенной системе, которая представляет собой сообщество организаций, действующих по одинаковым правилам и выдающих  одинаковые сертификаты. Всего число таких организаций в мире  приближается к 1000.

    По завершении трехлетнего периода, при условии ежегодного наблюдательного аудита, проводится повторный аудит по той же процедуре, но в меньшем объеме.

 

Как это происходит

     Популярность стандарта ISO 9001 обусловлена не только желанием компаний приобщиться к международной системе. Главная причина – осознанная необходимость создать на производстве такую организацию труда, которая станет залогом стабильной работы и выпуска качественной продукции безотносительно к «человеческому фактору».

     То есть, в первую очередь, процедура сертификации позволяет наиболее четко выявить сильные и слабые стороны производственного и управленческого процесса, устранить ошибки и максимально оптимизировать работу. Результатом становится не только кардинальное снижение брака, но и повышение финансовых и иных важных показателей за счет снижения издержек. И, естественно, наличие сертификата автоматически делает продукцию предприятия конкурентоспособной на любом из мировых рынков. Понимают это уже большинство серьезных предпринимателей. Однако массовый интерес к получению ISO возник лишь несколько лет назад. И, что интересно, в России лидером по количеству предприятий, получивших или начавших процедуру международной сертификации, стал Урал. Сегодня здесь уже около 200 организаций, решивших присоединиться к «международному  большинству».

      Естественно, что наибольшей активностью в этом процессе отличаются гиганты промышленности, кровно заинтересованные в сертификации, без которой невозможно выйти на международные рынки. Так, огромный, без преувеличения, «регионообразующий» УГМК проводит процедуру сертификации для всех своих многочисленных подразделений, включая непрофильные. Например, в 2006 году Ревдинский кирпичный завод (подразделение УГМК) завершил разработку интегрированной системы менеджмента и получил сертификаты соответствия международным стандартам ISO.

     Магнитогорский металлический комбинат также со вниманием относится к сертификации. В октябре 2006 года новый завод холдинга - ОАО «ММК-МЕТИЗ» - получил Сертификат стандарта ISO 9001:2000, выданный Органом по сертификации BUREAU VERITAS Certification

     «Русская медная компания» - один из медеплавильных гигантов не только Урала, но и России; причем добыча и производство металла требует жесткого соблюдения технологий – это влияет на цену и качество продукта. Здесь уже традиционно сертифицируют предприятия – это существенно облегчает выход на мировой рынок.

      В Центре России  процесс сертификации ИСО также набирает популярность у промышленников. Правда, в отличие от Урала, это, как правило, заводы, являющиеся дочерними организациями крупнейших мировых промышленных корпораций. Например, сравнительно недавно такой путь проделал завод «GRUNDFOS  ISTRA», входящий в концерн  GRUNDFOS – мирового лидера в производстве насосов. Между прочим, этот «маршрут» можно привести в качестве наглядного примера «правильного» прохождения процедуры.

             Решение о проведении процедуры было принято за год до обращения в орган сертификации – TÜV-Thuringen (это сообщество включает в себя ряд уполномоченных организаций), представленный в России компанией «ИНТЕРСЕТИФИКА-ТЮФ». Затем началась многоуровневая подготовка к сертификации.

      Сначала были назначены представитель от руководства по качеству и руководитель проекта по внедрению ISO 9001. Потом  сформировалась проектная группа, причем  в нее вошли представители всех отделов и департаментов завода (а это логистика, технический, административный отделы и служба эксплуатации).

     Были выбраны и прошли специальное обучение внутренние аудиторы из числа работников предприятия. После поверки подразделений, эти специалисты дали оптимизирующие  рекомендации, в разработке  которых участвовали представители  всех уровней организации. После этого завод приступил ко второй ступени процесса – групповому аудиту, проведенному представителями департамента качества концерна. По завершении этой процедуры началась  решающая проверка экспертами TÜV-Thuringen, и лишь после внимательного анализа ее результатов в головной организации в Баварии решение о выдаче сертификата было принято.

 

      «Даешь «Знак Качества!» - лозунг времен развитого социализма лишь на первый взгляд кажется наивным. Сегодня любое предприятие, вне зависимости от того, где оно находится – в «империалистических» США или «коммунистическом» Китае, кровно заинтересовано в получении такого Знака – сертификата ISO.   В наше время только он дает  возможность  выстроить производственный процесс таким образом, что конечный продукт гарантированно будет востребован мировым рынком. И это, с учетом скорого вступления нашей страны в ВТО, становится все более очевидным и для российских производственников.

 

 


Пресс-служба компании ООО «ГРУНДФОС»
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Окнодом
Металлопластиковый профиль Green Tech ПРОФИЛЬ Green Tech и пластиковые окна окна из этой профильной системы....
Категория: Строительство и ремонт | Автор: Окнодом | Добавлено: 05.06.2020
Аватар Вячеслав Ражный
Если сорвало нижнюю петлю на балконной двери Почему вырывает нижнюю петлю на балконных пластиковых дверях. Разбираем причины поломки, что в таком случае делать, кто ремонтирует, и можно ли выполнить ремонт самостоятельно. Фото с места происшеств...
Категория: Строительство и ремонт | Автор: Вячеслав Ражный | Добавлено: 21.05.2021
Аватар Dima985
Где искать стройматериалы Как выбрать добросовестного поставщика строительных материалов....
Категория: Строительство и ремонт | Автор: Dima985 | Добавлено: 19.03.2021
Аватар saratovprom
Многоэтажное строительство. Актуальные проблемы Строительство высотных домов позволяет обеспечить жильем значительное количество людей. Для сравнения, если в одноэтажном доме найдется место всего лишь для 3-15 человек, то на этой же территории, но ...
Категория: Строительство и ремонт | Автор: saratovprom | Добавлено: 28.01.2011
Аватар AndreyEn
Как строят дома на Аляске Дом возводится на деревянном каркасе с применением теплоизоляции из стекловолокна....
Категория: Строительство и ремонт | Автор: AndreyEn | Добавлено: 08.09.2014
Лучшие авторы
Аватар mmz
mmz
Проектирование и производство станочного оборудова...

Читать

Аватар dmbeard
Все примеры заработка, которые я описал на сайте (...

Читать

Аватар pansergiy
Мне нравится Интернет. Я предприниматель, который ...

Читать

Аватар Dimasty78
Увлекаюсь цветами, могу запросто составить цветочный букет.

Читать

Аватар Laesus De Liro
Невролог

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам